Муханова Жанна Григорьевна
Подписано цифровой подписью: Муханова Жанна Григорьевна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=с. Крылово, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА", 1.2.643.100.3=120B3031303430393431343836,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631393031363737363639, email=krilovskaja_sosh@mail.ru,
givenName=Жанна Григорьевна, sn=Муханова, cn=Муханова Жанна Григорьевна
Дата: 2025.04.01 14:20:51 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МКОУ "Крыловская СОШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УР
Директор
____________________
________________________
Крохалева О.Л.
Муханова Ж.Г.
156 от «31» 08 2023 г.
1 от «31» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся
с задержкой психического развития
(Вариант 7.1, 7.2)
1-4 КЛАСС
село Крылово 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа коррекционной работы настроена в соответствии с требованиями ФГОС для
обучающихся с ОВЗ, рассчитана для обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития,
испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования
и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей:
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1. и вариант 7.2.). на основе рекомендаций с заключениями ПМПК.
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в
области коррекционной педагогики Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н.,Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н.,
Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой
на общеобразовательную программу начальной школы (1-4)
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой
учащихся с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования
устной и письменной речи (письма и чтения). Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет
обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы
начальной школы.
Актуальность программы: коррекция специфических нарушений письма и чтения (дисграфии, дислексии)
у обучающихся имеющих ФФНР и ОНР.
Цель программы: устранить недостатки устной и предупредить и
устранить нарушения письменной речи у младших школьников, создать базу
для успешного усвоения программ по русскому языку и литературному
чтению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
На основании обследования устной и письменной речи составлена программа для решения основных задач:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей,
обучающихся.
-развивать фонематического восприятия, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза
- развивать связную речь посредством коммуникативных потребностей.
- формировать мышление, память, внимание, воображение, творческих
способностей;
- содействовать усвоению программы по русскому языку;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
.Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» имеет под собой методологические
и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие
построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося
субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционноразвивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности,
свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционноразвивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение,
фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Характеристика детей с задержкой психического развития, имеющих речевое заключение: нарушение
чтения и письма обусловленное ФФНР и общим недоразвитием речи.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словоо бразовательная, грамматическая, лексическая –
взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них
изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение
учебного материала блоками,выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи
между его компонентами.
Первый класс
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании
письма, наблюдается отставание в развитии вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе
и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи,
различать их на слух, выделять из слова; т наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности
грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних
детей с ЗПР по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
При звукопроизношении имеются нарушения в произношении звуков чаще всего сонорных звуков (более двух
третей от всех звуковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще межзубное произнесение с, з, ц.
Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична
нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления. Постановка звуков у детей группы риска по
дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной
и систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических процессов. У
большинства детей рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился
к моменту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению
слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только, два слога. Плохо
ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то естьслов, отличающихся одним звуком.
Звуковой анализ слова
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей Фонетические нарушения
проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного
анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса,
неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности
структуры значения слова.
В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов
абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи
слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники
употребляют в своей речи местоимения.
Слоговой анализ слова
Но и при выполнении слогового анализа слова у детей тожевстречается много ошибок. Им, в первую очередь,
трудно различить понятия«слог» и «звук», так как оба они обозначаются как «часть слова». Следующая
трудность при расчленении слова на слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л', н', м', р', й)
воспринимаются ими как слогообразующие,так как могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком
случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль, так же как и ко-нь, ча-й и т.д. Много ошибок допускают
первоклассники при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных звука рядом: например, в слове
«аист» они не выделяют два слога.
Словарный запас
Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладают бедным и малодифференцированным
словарным запасом. При назывании картинок, подобранных по определенным темам (цветы, деревья, посуда,
одежда и т. д.), смешивают названия сходных предметов, называя блюдце тарелкой, чашку - кружкой, майку рубашкой и т. д.. Первоклассники неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают их (овощифрукты, одежда-обувь, ягоды-фрукты). Они обнаруживают недифференцированность и глагольного словаря:
часто называют одним словом различные действия, совершаемые разными субъектами: человек ходит, черепаха
ходит, конь ходит, белка ходит. Крайне мало в речи первоклассников прилагательных. Еще одна категория слов,
плохо усвоенная детьми с дисграфией -слова-названия деталей предметов одежды, частей тела животных:
кузов,кабина, руль у машины; рукав, манжеты, воротник у платья; панцирь, хобот,клюв.
Приведенные факты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о неспособности актуализировать
достаточное количество слов поопределенной тематике.
Грамматический строй и связная речь
В устной речи первоклассников с дисграфией нет такого количества аграмматизмов, как у детей с общим
недоразвитием речи. Они в основном правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают
прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в
первую очередь, с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные окончания произносятся
неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. При попытках же
пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы
резко возрастает. Появляются ошибки не только в управлении, то есть использовании падежных форм, но и в
согласовании.
Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной
активности, удовлетворенности уровнем бытового общения В какой-то мере такой низкий уровень развития
связной речи обусловлен пробелами в воспитании и обучении в дошкольном детстве, а также социальной
запущенностью. Известно, что связная речь развивается только при обучении.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с
ЗПР свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков и
развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них
могут возникнуть трудности в учебе. Для предупреждения этих трудностей и для ликвидации отставания в
развитии речи данной категории детей создана настоящая логопедическая программа.
Второй класс
Уровень развития устной речи второклассников с ЗПР при дисграфии достаточен для бытового общения.
Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями и заменами, нарушений в произношении звуков не
больше, чем у второклассников массовых классов. Главным образом, встречаются фонетические дефекты
(ротацизмы, ламбдацизмы, сигматизмы). У части детей наблюдаются затруднения в произношении более сложных
по звуко-слоговой структуре слов. Отличие устной речи младших школьников с дисграфией от нормально
развивающихся сверстников выражается вне которой смазанности артикуляции, в связи с чем речь носит
неотчетливый характер. У многих детей, к тому же, имеются некоторые расстройства голоса: у части детей
наблюдается тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и
говорят слишком громко.
Фонематический слух
При обследовании фонематического слуха второклассников с дисграфией обращает на себя внимание
способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов, предъявляемых попарно (паба, палка-балка). При серийном предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (па-ба-ба, палкабалка-балка), количество ошибок резко возрастает. Это говорит о некотором недоразвитии фонематического
слуха.Задания, направленные на проверку сформированности фонематическихпредставлений (придумать слова с
заданным звуком, подобрать картинки,названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень
пло-хо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических процессов,так и с бедностью словарного
запаса детей с дисграфией.
Словарный запас и грамматический строй речи
Бедность словаря детей с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным
развитием интеллектуальных интересов.Детей характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в
незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий цветов,деревьев, животных, птиц и других категорий
слов, входящих в активнуюречь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой
категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты,насекомые, головные уборы), не знают
названий месяцев и смешиваютпонятия «времена года» и «месяцы».
Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущиошибки словообразовательного характера
(«лошаденок», «куренок»,«щененок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей,
бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются
простые предложения с дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблениипадежных форм
и предлогов
Письменная речь
Трудности формирования навыка письма остаются непреодолѐнными и во втором классе. Дети не владеют
навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Им доступны
простые формы звукового анализа: выделение первого звука, нахождение места звука, исходя из трех позиций
(начало, середина, конец
слова), а также последовательный звукобуквенный анализ слов типа кот.Особенно трудно детям установить
соотношение между звуками и буквами всловах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с
мягким знаком на конце и в середине слова, с йотированными гласными я, е,ѐ, к в начале слова или после гласных
и ь и ъ. В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется
в первом массовом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других
письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на
недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза: пропуски гласных букв в середине
слова; недописывание гласных букв на конце слова; пропуски слогов; перестановки букв; вставка лишних букв;
персеверации. Кроме данной группы ошибок, в письменных работах второклассников с дисграфией встречается
достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Причины таких замен и смешений разные. Недостатки
фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустикоартикуляционному укладу звуки:смешение глухих и звонких согласных п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж, в-ф;
смешение свистящих и шипящих согласных с-ш, з-ж смешение аффрикат ч-ц, ч-щ, щ-с;смешение
лабиализованных гласных е-ю; смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах
гласных букв а-я, о-е, у-ю, ы-и. Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому
сходству: смешение гласных букв о-а, стоящих под ударением;смешение строчных букв б-д, п-т, х-ж, л-М, н-ю, иу, ч-ъ; смешение прописных букв г-р.
Такие замены и смешения вызваны близостью элементов сравниваемых графем и, главное, тем, что их
написание начинается одинаково. Контроль за двигательным актом во время письма должны осуществлять
зрительный и кинестетический анализаторы. Но у младших школьников, не овладевших навыком письма
должным образом, кинестезии еще не играют главной роли в предупреждении ошибок. Поэтому, написав первый
элемент буквы, ребенок может далее ошибочно выбрать последующий элемент (и-у, б-д) или неправильно
передать количество однородных элементов (л-м, п-т).
Причиной таких ошибок И. Н. Садовникова считает неправомерное введение безотрывного письма с первых
недель первого класса.
Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи
упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся. Кроме ошибок на уровне
буквы в письменных работах учащихся с дисграфией второго класса встречается много ошибок, связанных с
недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание
суффиксов и приставок.
К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количествеучениками 2 класса, относятся: отсутствие
точки в конце предложения;отсутствие заглавной буквы в начале предложения; точка не на нужном
месте;написание каждого предложения с новой строчки. В связи с недоразвитием пространственных
представлений детидопускают ошибки на правописание предлогов и приставок
Чтение
К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме,
предусмотренном учебной программой. Многие не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова даже
простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов).
Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух
отмечается наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается впечатление
угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается
количество ошибок.
Третий класс
Необходимостью работы по преодолению коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя
речи третьеклассников подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с
дисграфией.
Словарный запас
По количеству употребляемых в активном словаре слов у третьеклассников с дисграфией преобладают имена
существительные, но при этом их запас невелик. Дети не знают многих общеупотребительных слов, смешивают
названия сходных предметов (кружка - чашка, тарелка -блюдце), очень мало знают слов-названий различных
цветов, деревьев,одежды и предметов быта. Учащиеся младших классов не владеют многими родовыми
понятиями (мебель, транспорт, ягоды). Так, при выполнении задания назвать одним словом группу однородных
предметов, дети частоназывают общий функциональный признак этих предметов, выраженныйглаголом (столы,
стулья, диваны - чтоб сидеть; рубашки, брюки, платья -продают, одуванчики, розы, ромашки - они растут). Часто
используются слишком широкие родовые понятия (платье, пальто, юбка - вещи; яблоки, груши, сливы - еда).
Грамматический строй
Речь детей характеризует низкой осведомленностью, которая проявляется в незнании многих
общеупотребительных слов, слов-названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов,
входящихв активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и
многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий
месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы». Речь не богата и синтаксическими конструкциями и
орфографическими.
Словообразование
Существенные пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют затруднениям на письме.
Неумение третьеклассников
образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не дает возможности проверять безударную гласную в
корне и таким образом ведет к большомуколичеству ошибок. Что касается темы «Однокоренные слова», то
затруднения у детей вызываются не только отставанием в области грамматических обобщений, но и
недостаточным овладением логическими операциями. Детям с дисграфией часто трудно установить смысловую
связьмежду двумя родственными словами, если сходство значений не так явновыражено. Поэтому при попытке
подбора родственных слов младшие школь-ники или совсем не выполняют задание, или подбирают слова по
случайномувнешнему сходству (гора – город).
Связная речь
Связная речь у третьеклассников с дисграфией наибольшие затруднения вызывает составление
самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин. При попытке рассказать по картинке
ребенок непоследовательно переходит с описания одной детали на другую, затем возвращается на предыдущую.
Другой вид связной речи - пересказ текста - дается младшим школьникам лучше, особенно если у кого-нибудь
достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев
пересказ получается неполным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей,
что говорит о недоста-точном понимании смысла услышанного. Многие дети не приступают ксамостоятельному
пересказу и ждут наводящих вопросов. Причем, импонадобятся не проблемные, а подробные, воспроизводящие
сюжет текставопросы.
Письменная речь
Коррекция ошибок осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных
представлений учащихся. Коррекция недостатков в развитии письменой речи у учащихся в словарном запасе
младших школьников с дисграфией обращает на себя внимание почти полное отсутствие имен прилагательных, за
исключением прилагательных, обозначающих цвет. Подбирая слова к описанию предметам, дети пользуются
исключительно характеристиками по цвету (стол черный, стул желтый и т. д.). Кроме этого, используются
прилагательные, обозначающие размер (большой - маленький), а из оценочных - плохой -хороший.
Четвертый класс
Грамматический строй
При обследовании всех компонентов речевой системы учащихся четвертого класса с дисграфией
(звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи),
обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В устной и письменной речи четвероклассников
встречается много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи - аграмматизмы. В структуре
речевого дефекта у учащихся с дисграфией недоразвитие словаря занимает большое место.
Также очень беден глагольный словарь. Сходные действия, как правило, называют одним словом (белка
ходит, черепаха ходит, конь ходит).Дети редко пользуются приставками для обозначения оттенков действия или
употребляют одну приставку (пришел в школу, подошел к другу, вошел в школу. Результаты обследования
словообразовательных навыков учащихся четвертых классов с дисграфией показывают, что у них недостаточно
сформированы практические умения и навыки в области словообразования.У части детей к моменту обучения не
угасает словотворчество. Наличие словотворчества показывает, что дети еще не умеют правильно сочетать
морфемы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе
усвоения родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять
сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел,
но подошел). Дети с дисграфией и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными
моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок
обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов. В условиях разговорнобытовой речи не всегда можно заметить несостоятельность в данной сфере речевой деятельности.
Связная речь
Коррекция недостатков в развитии связной речи у учащихся четвертых классов осуществляется на всех
логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение
того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми
предложениями, при этом использоватьнесколько предложений, чтобы составилось маленькое связное
высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов.
Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рассказа.
Для создания ситуаций, приводящих к активному использованию речи,применяются кукольные персонажи, с
которыми дети охотнее общаются.Так дети научатся искать ошибки и в своих работах.
Письменная речь
Дети с нарушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду,
поэтому допускают ошибки в согласовании. И даже если в устной речи таких ошибок может и не
обнаружиться много (просто безударные окончания звучат примерно одинаково), то на письме ошибки в
согласовании прилагательных с суще-ствительными в роде - довольно частое явление. В роде с
существительнымисогласуются и глаголы прошедшего времени. Трудности согласования глаголов аналогичны
трудностям, возникающим при согласовании прилага-тельных.
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся, являются серьёзным препятствием в овладении ими на
начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного
языка и программ гуманитарных предметов.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один
изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с
интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной
программы, социальной адаптации обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционные логопедические занятия включены в учебный план и входят в раздел внеурочной деятельности
в АООП. Программа составлена на 34 часа. Логопедические занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час в неделю)
по 40 минут. Форма организации – индивидуальная.
1 класс -34 часа
2 класс -34 часа
3 класс -34 часа
4 класс -34 часа
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями.
Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от степени выраженности
речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей,
состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.
Структура логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа,
интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игро-тренинг, работа с
мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по
картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения, направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика
речевого нарушения данной группы. В 1-4 классах весь лексический материал направлен на коррекекцию
произносительной стороны речи, формирование звукового анализа и синтеза при автоматизации звуков.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие; информационно коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разнотравного и дифференцированного обучения, ИКТ.
Логопедические занятия тесно связаны с письмом и развитием речи, с чтением и развитием речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку
именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
1. Личностные
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
2. Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели,
функции, способы);
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
- умение доносить свою позицию до других, владея приѐмами
монологической и диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
- управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его
действий);
- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей,
умение договариваться друг с другом и т.д.).
3. Регулятивные
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата:
- прогонозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном;
- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещѐ нужно
усвоить;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению
препятствий.
4. Познавательные
- умение работать со скороговоркой, пользуясь алгори
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку
Предметные результаты освоения АООП
1класс:
Учащиеся узнают:
конструкцию предложения; основное отличие звукаот буквы; вукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой
анализ слова.
Учащиеся получат возможность для формирования навыков: отличать гласные звуки и буквы от согласных;
вычленять звуки из слова, правильно их произносить; распознавать и дифференцировать парные, сонорные,
свистящие и шипящие согласные звуки и буквы; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными
буквами е, ѐ, и, ю, я; делить слово на слоги; выделять в слове ударный слог; правильно записывать предложения –
употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
пересказывать несложные тексты.
2 класс:
Учащиеся узнают:
гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие,
глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.
Учащиеся получат возможность для формирования навыков:правильно ставить вопрос к слову и по вопросу
определять слова, обозначающие
предмет, признак предмета, действие предмета;распознавать буквы, имеющие близкие по акустикоартикуляционному укладу звуки;
распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
распознавать сонорные звуки и буквы;распознавать парные согласные;
обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь; писать раздельно предлоги со
словами;правильно записыватьпредложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку,
восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
3 класс:
Учащиеся получат возможность овладеть:
слоговым анализом и синтезом слова; морфологическим составом слова (корень, окончание, приставку,
суффикс).Познакомиться с предложением и научаться различать их по цели высказывания повествовательные,
вопросительные, восклицательные.
Учащиеся получат возможность для формирования навыков:
производить звукобуквенный анализ слов; устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
пользоваться способами словообразования;владеть первичными навыками усвоения морфологического состава
слова;использовать в речи различные конструкции предложений. строить связное высказывание, устанавливать
логику (связность, последовательность);
точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного
высказывания.
4 класс:
У учащихся будут сформированы представления о:
изученных частях речи и их признаках; признаках главных и второстепенных членов
предложения;морфологическом составе слова.
Учащиеся получат возможность для формирования навыков: активно пользоваться различными способами
словообразования; владеть навыками усвоения морфологического состава слова; владеть словосочетаниями,
связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; устанавливать
логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного
высказывания; составлять план текста.
Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с
нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и
итоговой диагностики.
Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
самолетики, солнышки и прочие).
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 1 класс
№ Тема занятия
п/
п
1.
Диагностика
2. Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
3. В мире звуков. Звуки окружающего мира.
Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.
4. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая
гимнастика.
7. Общая моторика. Речь с движением.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная
память.
Зрительно-пространственные и временные представления.
Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.
Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация
понятий «слово» - «предложение».
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Уточнение гласного а. Уточнение гласного о.
Уточнение гласного у. Уточнение гласного и.
Уточнение гласного ы.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный
анализ и синтез односложных слов.
Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза
односложных слов и односложных слов со стечением согласных.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со
стечением согласных. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов.
Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и
трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой
структуры. Ударение. Перенос слов.
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II
ряда. Первый способ обозначения мягкости.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные
упражнения на различение твердых и мягких согласных.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29. Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».
30. Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».
31. Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».
32. Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».
33. Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».
34. Диагностика
1
Итого
34
Календарно-тематическое
дополнительном 1 классе
№
планирование
по
1
1
1
1
1
коррекционному
Тема занятия
п/
п
1. Диагностика
2. Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
3. В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация
понятий «речевые» и «неречевые» звуки.
4. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая
гимнастика.
7. Общая моторика. Речь с движением.
курсу
Кол- во
часов
1
1
1
1
1
1
«Логопедические
занятия»
в
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная
память.
Зрительно-пространственные и временные представления.
Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.
Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация
понятий «слово»
- «предложение».
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Уточнение гласного а. Уточнение гласного о.
Уточнение гласного у. Уточнение гласного и.
Уточнение гласного ы.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный
анализ и синтез односложных слов.
Упражнение в закреплении
звуко-буквенного анализа и синтеза
односложных слов и
односложных слов со стечением согласных.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов,
двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов.
Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и
трехсложных слов со
стечением согласных. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой
структуры.
Ударение. Перенос слов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27. Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II
ряда. Первый
способ обозначения мягкости.
28. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные
упражнения на различение твердых и мягких согласных.
29. Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация
твердых и
мягких согласных перед гласными «ы – и».
30. Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».
31. Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация
твердых и
мягких согласных перед гласными «о - ё».
32. Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация
твердых и
мягких согласных перед гласными «ы – и».
33. Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация
твердых и
мягких согласных перед гласными «а - я».
34. Диагностика
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 2 класс
№
п/п
1.
Тема занятия
Кол-во
часов
Вар Вар.
7.1
7.2
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II 1
1
ряда.
Первый способ обозначения мягкости.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные
упражнения на различение твердых и мягких согласных.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация
твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».
Дифференциация гласных «о - у».
Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».
Дифференциация гласных «ё-ю». Тренировочные упражнения на
дифференциацию гласных «ё-ю».
Дифференциация гласных второго ряда.
Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов).
Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на
обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине
слов).
Второй способ обозначения мягкости.
Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение
слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и
письменной речи.
Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной
теме.
Звуки [б], [б]׳, буква «Б».Звуки [п], [п]׳, буква «П».
1
1
15.
Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.
1
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах,
предложениях.
Звуки [в], [в]׳, буква «В». Звуки [ф], [ф]׳, буква «Ф».
Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.
Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах,
предложениях.
Звуки [г], [г]׳, буква «Г». Звуки [к], [к]׳, буква «К».
Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.
Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в
устной и
письменной речи.
Звуки [х], [х]׳, буква «Х».
Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах,
словах,
предложениях.
Звуки [д], [д]׳, буква «Д». Звуки [т], [т]׳, буква «Т».
Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.
Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах,
предложениях.
Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш».
Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах,
предложениях.
Звуки [з], [з]׳, буква «З». Звуки [с], [с]׳, буква «С».
Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
Диагностика.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
34
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 3 класс
№
п/п
Тема занятия
1.
Диагностика
2.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Гласные в приставках.
Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.
Сложные слова. Соединительные гласные о – е.
Согласные в приставках.
Правописание непроизносимых согласных.
Корень слова. Родственные слова.
Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной,
водопровод, завод, водитель, подвода).
Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).
Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с
заданными словами.
Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с
заданными словами.
Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки
в
словообразовании.
Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.
Приставки пространственного значения.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Кол-во
часов
Ва Вар.
р
7.2
7.1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.
Приставки временного значения.
21.
Многозначные приставки.
22.
Приставка в прилагательных и глаголах.
23.
Дифференциация приставок и предлогов.
24.
Дифференциация приставок и предлогов.
25.
Одинаковые приставки и предлоги.
26.
Различие приставок и предлогов.
27.
Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.
28.
Уменьшительно - ласкательные суффиксы.
29.
Суффиксы профессий.
30.
Суффиксы прилагательных.
31.
Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч.
32.
Окончания существительных П.п. мн.ч.
33.
Проверка результативности коррекционной работы.
34.
Диагностика
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 4 класс
№ п/п Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
Кол-во
часов
Ва Ва
р
р.
7.1 7.2
Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, 1
1
предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной 1
1
речи.
Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.
1
1
Безударные гласные в корне слова.
1
1
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1
1
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Правописание слов с безударными гласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.
Непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.
Двойные согласные.
Двойные согласные в корне.
Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости
согласных.
Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство
выражения формы слова).
Разделительный мягкий знак.
Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.
Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости.
Разделительный твёрдый знак.
Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Корень. Однокоренные слова.
Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами
и изменением флексий.
Различение предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок.
«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и
Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов,
наречий.
«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.
«Слова-близнецы» (омонимы).
Однозначные и многозначные слова.
Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных
слов. Конструирование образных выражений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31.
32.
33.
34.
Всего:
Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.
Прямое и переносное значение слова.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
ОПИСАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1
1
1
1
34
1
1
1
1
34
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Использование технические средства обучения: персональный компьютер с возможностью воспроизведения
звука и видео, стабильный канал подключения к сети Интернет. Кроме этого:
- лента букв;
- печатные тексты; памятки;
- детская справочная литература (справочники, словари,энциклопедии);
- карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы);
- демонстрационные плакаты и таблицы;
- печатные пособия; предметные и сюжетные картинки;
- экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА
1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. М., 2011.
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю.
Горбачевская, М., 2005.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.
М.,2001.
4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.
5.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников
младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004.
6.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие /
М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
8.Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников - М.: «Просвещение»
,1997.
9.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных
(коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
10 .Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004
2.Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников .М.:КАРО
3.КоноваленкоС.В. Коноваленко В.В.Альбомы графических, фонематических и лексико-грамматических
упражнений.,изд «Гром»-2022.
4. Печатные пособия:
наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.https://multiurok.ru/index.php/files/programma-po-kursu-logopedicheskie-zaniatiia-1-4-k.html
2. https://znanio.ru/media/rabochaya-programma-po-korrektsii-rechevyh-narushenij-u-obuchayuschihsya-1-4-klassov-szaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-variant-71-72-2756726
.