Рабочая программа коррекционно-развивающего курса логопедическая коррекция для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2024-2025 уч.г.

Муханова
Жанна
Григорьевна

Подписано цифровой подписью: Муханова Жанна
Григорьевна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=с. Крылово,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫЛОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА",
1.2.643.100.3=120B3031303430393431343836,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631393031363737363639,
email=krilovskaja_sosh@mail.ru, givenName=Жанна
Григорьевна, sn=Муханова, cn=Муханова Жанна
Григорьевна
Дата: 2025.04.01 14:24:34 +05'00'

Муниципальный отдел управления образованием
МО Красноуфимский округ.Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крыловская средняя образовательная школа»

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
Протокол № 1
от 30 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________Муханова Ж.Г.
Приказ № от_

Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Логопедическая коррекция»
для обучающихся 4 класса с ЗПР
на 2024 - 2025 учебный год

Учитель-логопед:
Соколова С.И.

с. Крылово. 2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..3
Общая характеристика курса «Логопедическая коррекция»…………....3
Цели и задачи курса………………………………..………………….…….3
Общая характеристика и значение курса…………………………….……3
Направления логопедических занятий……………………………….……4
Место курса в учебном плане………………………………………….…...4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»..………………………………….….5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………….12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ…………………..………….25

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Логопедическая коррекция» является обязательной
частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО для обучающихся с
ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на
преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у
обучающихся 4 класса, получающих образование в соответствии с ФАОП
ООО для обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Логопедическая коррекция»
Коррекционный курс «Логопедическая коррекция» направлен на
формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и
совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического
запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи.
Курс «Логопедическая коррекция» представляет особую значимость
для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая
распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи,
проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов,
что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании
особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные
(Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и
др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что
связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые
нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха,
отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую
дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Логопедическая коррекция» –
диагностика, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной
устной и письменной речи. обучающихся с ЗПР, развитие и
совершенствование
коммуникативных
компетенций,
формирование
мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных
звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и
предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
3

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами,
действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами
(житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе
слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением
звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических
групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем
слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа,
простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Содержание
программы
курса
«Логопедическая
коррекция»
разработано на основе методических пособий, созданных известными
учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся
методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на
протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и
речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими
разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную
компетентность.
Логопедические занятия во 4 классе направлены на профилактику
нарушений чтения и письмаи позволяют повысить интерес и мотивацию к
учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного
развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений
в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной
информации.
Направления логопедических занятий
Направления логопедических занятий соотносится с перечисленными в
ПрАООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация
и дифференциация звуков речи);
4

– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение
словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической
и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой
мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
Курс «Логопедическая коррекция» состоит из диагностического и
коррекционного блока. Для реализации диагностического блока
используются рекомендации и методический материал, представленные в
руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б.
Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями
Курс «Логопедическая коррекция» относится к курсам коррекционноразвивающей области, реализуемым в ОО. Приведенная примерная рабочая
программа рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели).
Форма организации логопедических занятий фронтальная и индивидуальная.
Длительность
логопедических
занятий
в
соответствии
с
рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябреоктябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго
полугодия.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с
выделенными направлениями проводится учителем-логопедом в первой
четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося
для каждого специалиста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание программы курса «Логопедическая коррекция»
разработано на основе методических пособий, созданных известными
учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся
методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на
протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и
речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими
5

разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную
компетентность. При составлении планирования необходимо сочетать
последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала
учащимися. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и
действий способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это
в свою очередь способствует преодолению трудностей устного общения,
созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей
обучения русскому языку.
Курс «Логопедическая коррекция» состоит из модулей, направленных
на коррекцию нарушений устной и письменной речи. В первом полугодии
третьего класса учитель-логопед продолжает коррекционную работу по
преодолению специфических ошибок на письме, которая была начата со
второго полугодия второго класса. В начале учебного года учитель-логопед
проводит уточняющую диагностику недостатков письменной речи с целью
комплектования групп по коррекции нарушений с учетом проявлений
трудностей. Помимо коррекции письменной речи на логопедических
занятиях осуществляется работа по развитию лексико-грамматической
стороны речи и связного устного и письменного высказывания.
Периодичность коррекционных логопедических занятий в первом полугодии
2 раза в неделю. Один час (обязательный для всех учащихся) выделяется на
развитие лексико-грамматической стороны и связной речи. Остальные два
часа выделяются на коррекцию недостатков письма и чтения в зависимости
от трудностей ребенка. Один модуль направлен на преодоление
специфических ошибок, обусловленных нарушениями языкового анализа и
синтеза, другой – на коррекцию специфических ошибок, связанных с
нарушением фонемного распознавания.
Со второго полугодия осуществляется коррекционная работа, которая
состоит из основного (обязательного для всех обучающихся) модуля по
развитию лексико-грамматической стороны речи и связной устной и
письменной речи и модулей (на выбор учителя-логопеда), направленных на
коррекцию дизорфографии и остаточных явлений смешанных нарушений
письма. В модуле, направленном на коррекцию смешанных нарушений
письма включаются задания, направленные на профилактику дизорфографии.
На коррекционные занятия выделяется 2 часа в неделю. Один час выделяется
на развитие лексико-грамматической стороны и развития связной речи.
Остальные два часа выделены на коррекцию недостатков письма и чтения в
зависимости от трудностей ребенка. Помимо коррекции нарушений письма
учитель-логопед обязательно включает задания на преодоление недостатков
чтения. Учитель - логопед самостоятельно определяет, по какому модулю он
будет работать с группой учащихся.
В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов
для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение,
6

содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида
(ИПРА).
Программа
является
примерной,
однако
содержание
логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в
ПрАООП разделами.
Содержание
курса
«Логопедическая
коррекция»
состоит
преимущественно
из
разделов,
направленных
на
диагностику,
профилактику и коррекцию нарушений формирования процесса чтения
и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а
также звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным
вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над
слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.
Индивидуальные, подгрупповые занятия по коррекции нарушений
произносительной стороны речи проводятся по необходимости на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК). Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития.
Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной
работы на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и
односложных словах. Остальная работа по коррекции недостатков
звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах разной
слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может
осуществляться в подгруппах. К третьему классу недостатки
звукопроизношения у обучающихся должны быть устранены.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по
тем же темам, что и во втором классе, но знания обучающихся значительно
расширяются за счет расширения представлений об окружающей
действительности
и
преодолением
недостатков
познавательной
деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках
выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из
пассивного словаря в активный. Значительно расширяется глагольный
словарь и словарь прилагательных. На логопедических занятиях
закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на основе чего
расширяется система словесных понятий. Проводится большая работа по
развитию лексической системности, формированию семантических полей.
Развитие мыслительных операций происходит за счет использования
метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст
предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся
синонимами и антонимами.
7

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит
преимущественно в процессе составления словосочетаний, предложений и
порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему,
свободное высказывание). Осуществляется поэтапное овладение правилами
словоизменения и словообразования существительных, прилагательных и
глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их использования.
Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и
предложений. В третьем классе обучающиеся учатся составлять связные
письменные высказывания с опорой на различные вспомогательные средства,
большое внимание уделяется самостоятельному написанию предложению,
его распространению и написанию изложения.
Развитие и совершенствование диалогической и формирование,
коррекция монологической форм речи является важным направлением
работы.
При
обучении
диалогу
необходимо
моделирование
коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений:
ответно-вопросных
(научить
учащихся
ответным
высказываниям,
подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления
наглядной ситуации. Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения,
предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и
его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен
переход от менее распространенных фраз к более распространенным; вовторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их
увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать
необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий
опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст
ситуации.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения осуществляется
на групповых занятиях. Продолжается работа по формированию навыков
звукового, слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются
представления о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях.
Усиленное внимание в третьем классе уделяется практическому
использованию падежных форм имен существительных в единственном и
множественном числе, устранению ошибок в согласовании имен
прилагательных и глаголов с существительными. На логопедических
занятиях уточняются представления обучающихся о частях речи и членах
предложения. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок
на письме и чтении проводится в большей степени на уровне слова,
словосочетания, предложения и текста. В третьем классе проводится большая
работа по закреплению основных словообразовательных моделей, усвоению
понятия «однокоренные слова». Данная работа отражается в планировании
логопедических занятий и проводится в течение всего учебного года. В
8

первом полугодии коррекционная работа направлена на коррекцию
специфических ошибок, второе полугодие на преодоление дизорфографии.
Если ученик по-прежнему допускает специфические ошибки, то с ним
продолжается коррекционная работа по их преодолению. На занятиях
формируется навык беглого чтения, выразительного чтения, отрабатывается
понимание прочитанного.
Расширение представлений об окружающей действительности
осуществляется на всех коррекционных занятиях за счет обогащения
словарного запаса, развития связного устного и письменного высказывания
по лексическим темам.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях
необходимо широко использовать приемы активизации произвольного
внимания: сюрпризные моменты, игровые ситуации, введение в занятие
элементов соревнования, использование поощрения и уточняющих вопросов.
Инструкции к заданиям давать понятные и простые, учить переключаться с
одного задания на другое, следовать алгоритму при решении
орфографической задачи. При запоминании учебного материала
использовать активное действие с материалом, осмысливание и осознание
содержащих в нем фактов. При запоминании материала учить детей
разбивать его на смысловые части и коротко их называть. Учить
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в
предложениях, текстах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел

Примерные
занятий

темы Примерное содержание занятий

1 четверть
Диагностика речи (с 1 сентября по 15 сентября)
Коррекционный модуль(обязательный для всех)

9

Модуль
по
Текст. Предложение.
развитию
Лексическая тема «Как
лексикоя провёл лето». (2ч.)
грамматической
стороны речи и
связной устной и
письменной речи
(6ч.)

Словосочетание.
Лексическая
«Осень» (2ч.)

Беседа о летних каникулах. Знакомство с
новой лексикой. Составление предложений по
теме. Чтение деформированных текстов, их
восстановление с последующей записью.
Конструирование
предложений,
письмо
предложений по памяти. Чтение и составление
плана, озаглавливание текста, нахождение
лишних предложений. Письменные ответы на
вопросы по лексической теме, проверка
написанных предложений с выделением
орфограмм. Признаки предложения, текста.
Виды текстов. Конструирование предложения,
текста. Распространение предложений. Виды
предложений.
Нахождение
в
тексте
предложений и определение его типов.
Нахождение слов, словосочетаний при чтении
предложений о лете.

Уточнение представлений о признаках осени в
тема живой и неживой природе. Ранняя и поздняя
осень. Чтение и обсуждение отрывков
произведений на тему «Осень». Обогащение
словарного запаса по теме.
Составление словосочетаний с последующей
записью. Составление и запись простых
предложений об осени, и их распространение.
Проверка
написанных
предложений.
Определение границ и опасных мест,
уточнение
признаков
предложения.
Составление описательных рассказов на
предложенную
тему.
Выделение
из
предложений словосочетаний. Установление
связи слов в словосочетании. Подбор
словосочетаний
к
наглядной
схеме.
Согласование
слов
в
словосочетании
(сущ+прил., сущ+глаг).
Фразеологические
обороты,
примеры
использования их в речи.
10

Слово. Однокоренные Значение слова. Объединение слов в группы по
слова. Части речи (2ч.) лексическому
значению.
Работа
со
смысловыми рядами (дом-дверь, книга-знание,
пальто-рукава).
Исключение
лишнего
лексического понятия. Уточнение знаний о
частях
речи
(существительное,
прилагательное, глагол). Уточнений понятий о
синонимах и антонимах.
Уточнение знаний о родственных словах.
Определение общего корня слов на уровне
практического
оперирования. Уточнение
термина «однокоренные слова». Нахождение
однокоренных слов в тексте. Группировка
однокоренных
слов.
Составление
предложений.

Модуль
по Гласные и согласные
коррекции
звуки (1ч.)
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушением
фонематического
распознавания и
недостаточностью
фонематических
процессов (12ч.)
Гласные звуки первого
и второго ряда (1ч.).
Слог.

Формирование
навыков
фонематической
дифференциации на материале акустически
смешиваемых
звуков.
Уточнение
представлений о гласных и согласных звуках,
их дифференциация. Уточнение различий в
понятиях
ЗВУК-БУКВА.
Развитие
фонематических
процессов
(слуха,
представлений и навыков звукового анализа и
синтеза). Упражнения в опознании букв,
соответствующих гласным и согласным
звукам.
Уточнение представлений о гласных первого и
второго ряда. Образование гласных второго
ряда. Задания на развитие навыка звукового
анализа и синтеза (подбор слов на заданный
звук; определение места гласного звука в
слове, их количества, вычленение ударного и
безударного
гласного
звука).
Слогообразующее значение гласных. Развитие
слогового анализа и синтеза (придумать слово
на предложенный слог, игра «цепочка слов»,
составить слово из предложенных слогов).
Уточнение правил переноса слов.
Ударение.
Уточнение знаний об ударении и его значении.
Смыслоразличительная Омонимы. Упражнения на уточнение и
и
формообразующая закрепление умений делить слова на слоги,
11

роль ударения (2ч.).

Согласные звуки и
буквы.
Звонкие
и
глухие. Твёрдые и
мягкие согласные (2ч.).

Дифференциация
парных
согласных
звуков и букв: Б-Б', ПП'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', ДД' (6ч.).

Модуль
по Текст. Предложение.
коррекции
(2ч.)
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа
и
синтеза(12ч.).
Предложение. Простые
и
сложные
предложения (2ч.)

определять
звуковой
состав
слогов.
Составление
графических
схем
звукослогового состава слов.
Задания на подбор слов с определенным
местом в них ударного слога. Составление
схем слов с указанием ударного слога.
Упражнения
в
воспроизведении
слогоритмической структуры слов с опорой на
графические
схемы.
Составление
и
последующее прочтение слов с голосовым
выделением ударного слога.
Уточнение представлений о согласных звуках
и буквах, их дифференциация. Образование
согласных звуков. Соотнесение звуков с
буквами. Развитие звукового анализа и
синтеза. Обозначение на письме мягких и
твердых согласных.
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по
твердости-мягкости звуки. Придумывание слов
с твердыми и мягкими звуками. Письмо
слогов, слов с твердыми и мягкими
согласными с последующим подчеркиванием.
Упражнения в произношении и чтении слов,
заканчивающихся на мягкий согласный звук.
Составление
графических
схем
звукослогового состава таких слов. Последующая
запись слов.
Уточнение характеристик смешиваемых фонем.
Дифференциация звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с
паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение согласных в конце слов и в середине.
Отработка орфограммы на различном речевом
материале (существительных, прилагательных,
глаголах).
Последовательность предложений в тексте.
Определение количества предложений в
тексте, количества слов в предложении,
количества слогов в слове. Типы текстов.
Работа на уровне текста: закончи текст, работа
с деформированными текстами, нахождение
лишних предложений в тексте. Работа на
уровне предложения: закончи предложение,
Списывание с печатного текста. Определение
границ
предложений.
Уточнение
представлений о смысловой завершенности
предложения. Анализ словесного состава
12

Словосочетание
в
составе предложения
(4ч.).

Предлог и его значение
(2ч.)

Слово. Деление
слоги. (2ч.)

на

предложений. Составление предложений из
предложенных слов, данных в начальной
форме.
Составление
предложений
по
предложенным
схемам.
Распространение
предложений по вопросам педагога, их запись.
Уточнение признаков простого и сложного
предложения. Выделение в тексте простых и
сложных предложений с определением
главных членов предложения. Интонационная
выразительность предложений на слух,
обозначение их на письме. Нахождение в
тексте предложений с определенным знаком на
конце. Постановка знаков препинания в конце
предложений. Работа с условно-графическими
схемами предложений.
Нахождение словосочетаний в предложениях
при чтении. Составление словосочетаний по
картинкам
(сущ.+прил.,
сущ+глаг.).
Установление связи слов в словосочетании
(постановка вопроса от главного слова к
зависимому). Работа с наглядными схемами.
Согласование слов в числе и роде. Обогащение
словаря по лексическим темам: «Овощи»,
«Осень», «Учебные принадлежности». Чтение
и запись словосочетаний под диктовку.
Нахождение словосочетаний в предложениях
при письме, определение главных членов
предложения.
Уточнение значения простых и сложных
предлогов при помощи графических схем.
Дифференциация различных значений одного
и того же предлога. Ответы на вопросы с
опорой
на
картинки
с
различным
пространственным расположением предметов
(Покажи, где мяч на коробке). Выполнение
действий
с
предметами.
Придумать
предложение с опорой на выполненное
действие или по сюжетной картинке. Чтение
предложений с выделением предлогов.
Составление
схем
предложений
с
последующей записью. Уточнение правила
написания предлогов со словами.
Уточнение представлений об однозначных и
многозначных
словах.
Составление
предложений с ними с уточнением их значения
с
помощью
учителя.
Самостоятельное
составление предложений с однозначными и
многозначными словами с опорой на картинку.
Упражнения на уточнение и закрепление
13

Модуль
по
развитию
лексикограмматической
стороны речи и
связной устной и
письменной речи
(7ч.)

умений делить слова на слоги. Развитие
слогового анализа и синтеза. Правила переноса
слогов. Составление графических схем звукослогового
состава
слов.
Упражнения:
придумай слово на заданный слог, составь
слово из предложенных слогов, найди слово,
соответствующее схеме, подбери слова,
состоящие из двух, трёх слогов, распредели
слова по столбикам в соответствии с
количеством слогов.
2 четверть
Состав слова. Корень Уточнение понятий корень и окончание.
слова. Окончание.
Нахождение однокоренных слов в тексте,
Лексическая
тема выделение корня. Исключение лишних слов.
«Мои увлечения» (2ч.). Дифференциация однокоренных слов от слов
похожих по звуковому составу. Работа по
лексической теме.
Составление словосочетаний по картинкам
(сущ.+прил.,
сущ+глаг.).
Нахождение
словосочетаний в предложениях. Согласование
слов в числе и роде с выделением окончаний.
Знакомство с различными увлечениями людей,
их
обсуждение.
Чтение
и
запись
словосочетаний, предложений под диктовку.
Самостоятельное составление предложений по
картинкам, из слов, данных в беспорядке.
Составление предложений из предложенных
слов с выделением корня и окончания.
Нахождение
лишних
предложений
в
прочитанном
тексте.
Составление
описательного рассказа по схеме.
Состав
слова. Закрепление термина «приставка». Работа с
Приставка.
наглядной
схемой
«Состав
слова».
Лексическая
тема Нахождение в словах приставок (в-, до-, за-,
«Мои друзья» (2ч.).
над-, о-, от-, по-, под-, про-, с-). Определение
значения приставок. Образование глаголов с
помощью приставок и их конструирование.
Подбор однокоренных слов с приставками.
Письмо под диктовку слов, выделение
приставок. Запись предложений с выделением
приставок в словах, уточнение правил
правописания
приставок.
Беседа
по
лексической теме. Свободные высказывания
детей о своих друзьях. Ответы на вопросы.
Учить
отвечать
на
вопросы
распространенными
предложениями.
Обогащение
словаря
синонимами.
Составление описательных рассказов по
предложенному плану. Запись в тетрадь и
14

Состав
Суффиксы.
Лексическая
«Зима» (2ч.).

слова.
тема

Диагностическое
занятие (1ч.).
Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушением
фонематического
распознавания и
недостаточностью
фонематических
процессов (14ч.)

Дифференциация
парных
согласных
звуков и букв:
С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш -Ж (5ч.).

Дифференциация
свистящих и шипящих
звуков: С-Ш, З-Ж; СЩ,
С-Ч;
Ц-Ч.
Оглушение согласных
на конце слов (5ч.).

проверка
написанного.
Нахождение
орфограмм.
Закрепление понятия «суффикс». Нахождение
суффикса в словах разных частей речи.
Образование слов с помощью разных типов
суффиксов.
Образование
с
помощью
суффиксов слов-названий лиц по роду.
Работа с наглядной схемой «Состав слова».
Подбор однокоренных слов с суффиксами.
Нахождение в тексте однокоренных слов с
разными суффиксами.
Уточнение представлений о признаках зимы.
Подбор лексики на предложенную тему.
Составление словосочетаний, предложений.
Работа
с
деформированным
текстом.
Определение границ предложений. Уточнение
представлений о смысловой завершенности
предложения. Составление предложений из
предложенных слов, данных в начальной
форме. Чтение и обсуждение отрывков
произведений на тему «Зима». Составление и
запись простых предложений о зиме, и их
распространение.
Проверка
написанных
предложений,
нахождение
орфограмм.
Составление самостоятельных описательных
рассказов на предложенную тему, письменные
ответы на вопросы.
Диктант на тему «Зима». Самостоятельное
составление и написание предложений по теме
из предложенных слов или по предложенным
картинкам.
Уточнение характеристик смешиваемых фонем.
Дифференциация звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с
паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение согласных в конце слов и в середине.
Отработка орфограммы на различном речевом
материале (существительных, прилагательных,
глаголах).
Уточнение знаний о свистящих и шипящих
звуках, буквах. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Дифференциация свистящих и
шипящих
звуков
в
слогах,
словах,
словосочетаниях и предложениях. Нахождение
в словах орфограмм, содержащих парные
звонкие и глухие согласные. Уточнение
правила написания парных по глухости15

Дифференциация
звуков и букв: С-Ц, ЧЩ.
Уточнение
орфограмм ча-ща, чущу.(2ч.).

Мягкий знак
значение (2ч.)

Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма,
обусловленных
нарушением
языкового
анализа
и
синтеза(14ч.).

и

его

Ударение.
Смыслоразличительная
и
формообразующая
роль ударения (2ч.).

Гласные звуки и буквы.
Гласные первого и
второго ряда (2ч.).

Правописание слов с
безударными гласными
в
корне
существительных,
прилагательных
и

звонкости согласных. Упражнения в подборе
проверочных слов. Письмо под диктовку
слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Работа над пониманием прочитанного.
Повторение орфограммы жи-ши.
Уточнение
артикуляционных
укладов
смешиваемых звуков и букв. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и
тексте. Работа с паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза. Письмо под диктовку слогов, слов,
словосочетаний и предложений. Чтение
предложений, текстов. Работа над пониманием
прочитанного.
Уточнение представлений о мягком знаке и его
значении. Нахождение в тексте слов с мягким
знаком в значении смягчения и разделения с
последующей записью в соответствующий
столбик.
Письмо
с
окошечками
с
предваряющим объяснением. Чтение и
нахождение слов с мягким знаком.
Уточнение представлений о гласных звуках и
буквах, безударных гласных. Выделение
безударных гласных в словах. Закрепление
знаний орфографии. Обогащение словарного
запаса при подборе родственных слов.
Упражнения: запись ударной гласной после
прослушивания слов, придумывание слов на
ударный слог, шифрование слов (запись
только гласных при утрированном
произнесении слов), нахождение безударных
гласных
и
их
выделение. Отработка
правильности и техники чтения слов,
словосочетаний и предложений. Смысловое
значение ударения (замок- замок). Правильная
постановка ударения при чтении.
Уточнение артикуляции звуков, образов букв.
Образование
гласных
второго
ряда.
Обозначение мягкости на письме при помощи
гласных. Упражнения на дифференциацию
гласных на уровне звуков, слогов, слов,
словосочетаний и простых предложений.
Уточнение
представлений
о
проверке
безударной
гласной
в
корне
слова.
Формирование навыка подбора проверочных
слов. Проверка написания безударного
гласного по образцу, с опорой на памятку.
16

глаголов (3ч.).

Письмо слов, предложений с пропущенными
гласными по образцу.
Согласные звуки и Уточнение артикуляции звуков, образов букв.
буквы
(звонкие
и Образование звуков, способы определения
глухие,
твердые
и звонкости и глухости. Упражнения на
мягкие звуки)(3ч.).
дифференциацию согласных на уровне звуков,
слогов, слов, словосочетаний и простых
предложений. Оглушение согласных на конце
и в середине слов.
Правописание слов с Уточнение знаний о написании парных
глухими и звонкими согласных в корне слов. Нахождение в словах
согласными в корне (2 орфограмм, содержащих парные звонкие и
ч.).
глухие
согласные.
Написание
слов,
словосочетаний, составление словосочетаний с
последующей записью.
Правописание слов с Уточнение знаний детей о написании слов с
непроизносимым
непроизносимым согласным звуком в корне
согласным звуком в слов. Звукобуквенный анализ слов. Выбор
корне (2 ч.).
проверочных слов из списка и составление пар.
Письмо словосочетаний, предложений с
объяснением
написания
непроизносимых
согласных.
2 полугодие
(коррекционная работа проводится в зависимости от недостатков письма и чтения,
выявленных в процессе диагностики в середине года)
3 четверть
Модуль
по Имя существительное. Уточнение знаний об имени существительном
развитию
Лексическая
тема и его признаках. Составление словосочетаний
лексико«Новый год» (2ч.).
с существительными. Постановка к именам
грамматической
существительным
косвенных
вопросов.
стороны речи и
Дифференциация существительных по ряду
связной устной и
признаков: одушевленное, неодушевленное,
письменной речи
собственное и нарицательное.
(11ч.).
Уточнение представлений о праздновании
Нового года. Обогащение словарного запаса по
данной теме.
Составление словосочетаний, предложений,
повествовательных рассказов по плану на
предложенную
тему.
Работа
с
деформированным
текстом.
Определение
границ
предложений.
Составление
предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме. Проверка написанных
предложений. Чтение небольших по объему
текстов. Написание рассказа по вопросам,
проверка с выделением орфограмм.
Имя существительное. Уточнение знаний учащихся о числе и роде.
Число и род имени Выделение
окончаний
существительных
существительного.
единственного и множественного числа.
17

Лексическая
тема Образование существительных разного рода во
«Зимние забавы»(2ч.).
мн. числе. Составление предложений со
словами разного рода и числа. Группировка
слов по родам, выделение окончаний.
Уточнение представлений о зимних забавах
детворы. Составление и запись словосочетаний
и предложений о зимних забавах. Проверка
написанных предложений. Чтение текстов по
теме, их озаглавливание. Составление плана по
содержанию текста, письменные ответы на
вопросы по содержанию текста. Пересказ
прочитанного текста. Самостоятельное письмо
предложений по сюжетной картине.
Имя существительное. Уточнение знаний учащихся о склонениях
Склонение
имен имен
существительных.
Определение
существительных.
склонения существительных. Составление
Лексическая
тема предложений
с
существительными
с
«Зимующие
птицы» выделением окончаний. Запись предложений.
(1ч.).
Уточнение представлений о зимующих птицах.
Беседа и составление описательного рассказа.
Обогащение лексики по теме, составление
словосочетаний, предложений. Составление и
запись предложений о зимующих птицах, о
заботе людей о птицах. Проверка написанных
предложений. Чтение текстов по теме, деление
текста на части. Составление плана по
содержанию текста, письменные ответы на
вопросы по содержанию текста. Дописывание
предложений, их распространение.
Имя существительное. Уточнение знаний учащихся о падежах имен
Падежи. Лексическая существительных.
Соотнесение
названий
тема «День защитника падежей
с
вопросами.
Практические
Отечества» (3ч.).
упражнения в склонении существительных по
падежам. Запись предложений с постановкой
существительных в нужной падежной форме.
Определение падежа существительных. Работа
со словосочетаниями (согласование в роде,
числе, падеже). Словосочетание. Управление
(беспредложное:
Р.п,
В.п,Д.п.,
Т.п).
Словосочетание. Управление (предложное:
П.п., Р.п, Д.п., В.п.).
Уточнение представлений о празднике.
Значение праздника для российского народа.
Подбор лексики на предложенную тему.
Работа
с
деформированным
текстом.
Определение границ предложений. Запись
предложений, в которых говорится о
празднике. Уточнение представлений о
смысловой
завершенности
предложения.
18

Имя прилагательное.
Лексическая
тема:
«Весна»(3ч.).

Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушениями
языкового
анализа и синтеза
и
фонемного
распознавания) и
фонематической
дислексии (22ч.)

Гласные,
согласные
звуки и буквы (1ч.)

Гласные первого и
второго
ряда.
Обозначение мягкости
на письме при помощи
гласных звуков (1ч.).

Обозначение мягкости
на письме при помощи

Составление предложений из предложенных
слов, данных в начальной форме. Составление
и запись предложений о празднике. Проверка
написанных предложений.
Составление
описательных рассказов по вопросам педагога.
Чтение небольших по объему текстов.
Уточнение знаний учащихся об имени
прилагательном. Определение лексического
значения прилагательных. Подбор к именам
существительным подходящих по смыслу
имен
прилагательных.
Выделение
прилагательных, близких и противоположных
по смыслу. Упражнения в согласовании
прилагательных
с
существительными.
Уточнение представлений о весне. Подбор
лексики на предложенную тему, составление
словосочетаний. Упражнения: дополни ряд
словами
синонимами,
сравнениями,
художественными определениями (ветер –
теплый, ласковый, шаловливый...), продолжи
мысль и запиши: Наступила весна и…. .
Солнце стало ярче греть и …. Составление
предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме. Проверка написанных
предложений. Составление рассказов с опорой
на предложенные слова и словосочетания.
Измени порядок предложений так, чтобы
получился связный текст.
Составление повествовательного рассказа по
серии картин, опираясь на вопросы или по
плану. Чтение небольших по объему текстов.
Уточнение знаний о гласных и согласных
звуках и буквах. Нахождение букв среди ряда
букв, их классификация (гласные-согласные,
звонкие-глухие, твердые-мягкие).
Письмо букв, слогов, слов с выделение
гласных и согласных по инструкции. Чтение
слогов, слов, предложений.
Образование
гласных
второго
ряда.
Дифференциация гласных первого и второго
ряда. Выбор гласных букв для обозначения
мягкости на письме. Составление схем слов,
развитие звукового анализа и синтеза: вставь
буквы в слова, словосочетания, предложения,
составь слово из предложенных букв.
Упражнения в чтении слов, включающие
открытые слоги с данными буквами.
Уточнение представлений о мягком знаке и его
значении. Нахождение в тексте слов с мягким
19

мягкого знака (1ч.)

Слоговой анализ
синтез слов (1ч.).

и

Ударение. Ударные и
безударные
гласные
(2ч.).

Безударная гласная в
корне
существительных,
прилагательных
и
глаголов (6ч.)
Согласные
звуки.
Дифференциация
звонких
и
глухих
согласных: Б-П, Б'-П';
В-Ф, В'-Ф'; Т-Д, Т'-Д';
С-З, С'-З'; К-Г, К'-Г'; Ш
–
Ж.
Оглушение
согласных на конце
слов (6ч.).
Разделительный
мягкий знак (1ч.)

знаком в значении смягчения и разделения с
последующей записью в соответствующий
столбик.
Письмо
с
окошечками
с
предваряющим объяснением. Чтение и
нахождение слов с мягким знаком.
Уточнение
слогообразующего
значения
гласного звука. Определение количества
слогов в слове. Уточнение и отработка на
материале слов различной слоговой структуры
правил переноса. Упражнения: придумать
слово из определенного количества слогов,
распределить слова по количеству слогов,
придумать слово на определенный слог,
составить слова из предложенных слогов.
Ударение, его значение при образовании слов
(смыслоразличительная и формообразующая
функция).
Ударение
в
двусложных,
трёхсложных словах. Орфоэпические нормы
постановки ударения. Развитие звукового и
слогового анализа и синтеза: определение
количества слогов, написание гласных звуков
слов, определение ударного гласного и его
запись,
запоминание
последовательности
звуков, слогов и их воспроизведение,
составление слов из предложенных слогов,
нахождение
слов,
соответствующих
предложенной схеме.
Уточнение
представлений
о
проверке
безударной
гласной
в
корне
слова.
Формирование навыка подбора проверочных
слов. Проверка написания безударного
гласного по образцу, с опорой на памятку.
Письмо слов, предложений с пропущенными
гласными по образцу.
Уточнение знаний о звонких и глухих согласных
звуках и букв. Дифференциация звуков
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для их обозначения на
письме. Работа с паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза. Оглушение согласных в конце слов и в
середине.
Уточнение знаний о мягком знаке в значении
разделения. Нахождение слов и их написание с
объяснением. Распределение слов по двум
столбикам по значению мягкого знака в словах.
(тень, соловьи). Упражнения в образовании
притяжательных прилагательных и их написании.
20

Мягкий
знак
в
значении смягчения и
разделения.
Повторение(2ч.)

Разделительный
твердый знак (1ч.)

Модуль
по Слово.
коррекции
Словосочетание.
морфологической Предложение (1ч.)
дизорфографии
(22ч.)

Слово. Деление слов на
слоги.
Правила
переноса слов (1ч.)

Состав слова. Корень.
Окончание. Приставка.
Суффикс (6ч)

Составление словосочетаний с предложенными
словами (семь, семья, соль - солью), объяснение
значения слов. Чтение слов, предложений, текстов с
выделением орфограмм.
Правила переноса слов с мягким знаком. Чтение
слов с мягким знаком.
Дифференциация мягкого знака в функции
смягчения
и
разделения.
Письмо
слов,
словосочетаний и предложений под диктовку.
Письмо слов, словосочетаний, предложений с
выделением слов с мягким знаком в разном
значении. Чтение предложений, текстов с
выделением слов с мягким знаком.
Уточнение знаний о разделительном твердом
знаке. Вычленение разделительного твердого
знака в словах. Нахождение слов с
разделительным твердым знаком, выделение в
них приставок. Образование слов с помощью
приставок, выделение твердого знака (отъезд,
съехал, въехал и т.д.). Объяснение значения
слов,
составление
словосочетаний
и
предложений.
Списывание
текста
с
пропущенными
орфограммами
с
комментированием.
Перенос
слов
с
разделительным твердым знаком.
Лексическое значение слова. Прямое и
переносное значение. Многозначность слов.
Составление словосочетаний (с предлогами и
без
них)
из
предложенных
слов.
Фразеологические обороты. Связь слов в
предложении. Заглавная буква в именах
собственных. Заглавная буква в начале
предложения. Признаки предложения, его
оформление при письме. Выделение из текста
предложений. Работа с деформированными
предложениями.
Уточнение
слогообразующего
значения
гласного звука. Определение количества
слогов в слове. Развитие слогового анализа и
синтеза. Уточнение и отработка на материале
слов различной слоговой структуры правил
переноса. Упражнения: придумать слово из
определенного
количества
слогов,
распределить слова по количеству слогов,
придумать слово на определенный слог,
составить слова из предложенных слогов.
Уточнение представлений о составе слова.
Однокоренные
слова.
Морфологический
разбор слов. Образование слов с помощью
21

Гласные и согласные
звуки и буквы (1ч.)

Гласные звуки и буквы.
Ударные и безударные
гласные (1ч.)

Безударные гласные в
корне
существительных,
прилагательных
и
глаголов (10ч).
Правописание
орфограмм: жи-ши, чаща, чу-щу (2ч.)
4 четверть
Модуль
по Имя прилагательное.
развитию
Род и число имени
лексикоприлагательного.
грамматической
Лексическая тема
стороны речи и «8 Марта» (2ч.).
связной устной и
письменной речи
(6ч.).

разных морфем. Нахождение в предложениях,
текстах однокоренных слов с выделением
частей слова. Подбор и придумывание слов к
предложенным схемам с последующей
записью.
Уточнение представлений об образовании
гласных и согласных звуков, уточнение образа
букв. Развитие навыков звукового анализа и
синтеза. Упражнения: письмо слогов, слов под
диктовку,
каллиграфическое
письмо
с
уточнением соединения букв, измени порядок
букв так, чтобы получилось новое слово,
составь слово из предложенных гласных букв,
ряда букв (гласных и согласных).
Уточнение представлений о гласных первого и
второго ряда. Ударение, его значение при
образовании слов (смыслоразличительная и
формообразующая функция). Орфоэпические
нормы постановки ударения.
Развитие
звукового и слогового анализа и синтеза:
определение количества слогов, написание
гласных звуков слов, определение ударного
гласного
и
его
запись,
запоминание
последовательности звуков, слогов и их
воспроизведение,
составление
слов
из
предложенных слогов, нахождение слов,
соответствующих предложенной схеме.
Уточнение
знаний
об
орфограмме.
Однокоренные
слова,
их
подбор
с
нахождением проверочного слова. Отработка
орфограммы на различном речевом материале
(на
уровне
слова,
словосочетания,
предложения). Отработка алгоритма решения
орфографической задачи.
Уточнение знаний и закрепление умений
написания слов с данными орфограммами.
Диктант слов с предварительным объяснением
орфограмм. Нахождение слов с орфограммами
в предложениях и тексте.
Закрепление навыка определения рода и числа
имени прилагательного. Закрепление навыков
согласования
существительных
с
прилагательным в нужном роде и числе.
Нахождение однокоренных прилагательных.
Распространение предложения с помощью
прилагательных. Определение роли имён
прилагательных в тексте. Списывание текста с
подчеркиванием
прилагательных
и
22

Глагол.
Число
глаголов. Лексическая
тема «Моя семья»(2ч.).

Глагол. Время и род
глаголов.
Лексическая тема «Моя
Родина» (2ч.).

определением рода и числа.
Уточнение представлений о празднике. Беседа
о проведении праздника дома, в школе.
Составление словосочетаний из предложенных
слов.
Составление предложений из предложенных
слов, по сюжетным и
последовательным
картинкам.
Распространение предложений. Составление
повествовательного рассказа с опорой на
личный опыт.
Уточнение знаний о глаголах. Определение
лексического значения глаголов. Составление
словосочетаний
из
глаголов
и
существительных.
Образование глаголов от существительных.
Подбор к глаголам синонимов и антонимов.
Списывание предложений с выделением
глаголов.
Актуализация
знаний
о
единственном
и
множественном
числе
существительных.
Нахождение
глаголов
единственного и множественного числа в
тексте.
Уточнение представлений о себе и семье: о
своих полном имени, фамилии, отчестве,
возрасте, месте жительства, домашнем адресе,
увлечениях
членов
семьи,
профессиях
родителей. Уточнение представлений о малой
родине и родной стране.
Составление описательных рассказов на
предложенную тему. Чтение небольших по
объему текстов. Работа с деформированным
текстом. Определение границ предложений.
Уточнение представлений о смысловой
завершенности предложения. Составление
предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме. Составление и запись
предложений.
Проверка
написанных
предложений.
Уточнение знаний о времени и роде глаголов.
Упражнения в нахождении глаголов разного
времени и рода в текстах. Подбор и вставка в
предложение нужного глагола. Образование
от заданных глаголов возможных форм
времени и рода. Письмо предложений с
изменением времени и рода глаголов.
Уточнение представлений о своей стране названии, ее государственных символах,
президенте, столице; о родном городе
23

Модуль
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения,
обусловленных
нарушениями
языкового
анализа и синтеза
и
фонемного
распознавания) и
фонематической
дислексии (12ч.)

Согласные
звуки.
Дифференциация
твёрдых
и
мягких
согласных (3ч.)
Дифференциация
свистящих и шипящих
звуков (3ч.).

Дифференциация
аффрикат (2ч.).

Правописание
буквосочетаний
с
шипящими согласными
(ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)
(3ч).
Диктант (1ч.).
Модуль
по
коррекции
морфологической
дизорфографии
(12ч.)

Правописание слов с
непроизносимым
согласным звуком в
корне (3ч.)
Мягкий
знак
как
показатель мягкости на
письме (1ч).

(поселке) - его названии, некоторых улицах,
некоторых
архитектурных
особенностях,
достопримечательностях. Чтение текстов о
Родине. Выделение частей, составление плана.
Составление описательных рассказов по плану.
Определение
границ
предложений.
Дописывание подходящих по смыслу слов в
предложения. Составление предложений из
предложенных слов, данных в начальной
форме. Составление и запись предложений о
празднике.
Проверка
написанных
предложений.
Уточнение знаний о твёрдых и мягких
согласных.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Уточнение знаний о свистящих и шипящих
звуках. Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и
тексте. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Написание слов,
заканчивающихся шипящими звуками (дочь, меч,
печь), уточнение знаний об орфограмме.
Чтение различного речевого материала с
правильным произнесением звуков.
Уточнение знаний об аффрикатах, их
образовании.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза. Письмо и
чтение слов с аффрикатами
Уточнение знаний и закрепление умений
написания слов с орфограммами. Нахождение
слов с орфограммами в предложениях, текстах
при чтении. Диктант слов с предварительным
объяснением орфограмм.
Выявление
трудностей
дифференциации
свистящих и шипящих и навыка написания
слов с изученными орфограммами.
Уточнение знаний об орфограмме, отработка
на различном речевом материале. Диктант
слов
с
предварительным
объяснением.
Составление и запись предложений.
Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака. Уточнение представлений о
написании слов с мягким знаком в конце и в
середине слова. Письмо слов, словосочетаний
24

и предложений под диктовку. Чтение слов с
мягким знаком.
Разделительный
Мягкий знак в функции разделения.
мягкий знак (2ч.)
Дифференциация мягкого знака в функции
смягчения и разделения. Письмо слов,
словосочетаний и предложений под диктовку.
Чтение слов с мягким знаком.
Разделительный
Уточнение знаний об орфограмме, отработка
твёрдый
знак. на различном речевом материале. Нахождение
Написание
слов
с слов с орфограммами в предложениях, текстах
твёрдым знаком(2ч.)
при чтении.
Оглушение согласных Уточнение знаний об орфограмме, отработка
на конце слов (4ч.)
орфограммы на различном речевом материале.
Письмо с окошечками. Отработка алгоритма
решения
орфографической
задачи.
Нахождение слов с орфограммами в
предложениях,
текстах
при
чтении.
Упражнения: вставь пропущенные буквы и
найди
лишнее слово (сладкий, меткий, чуткий,
краткий, жуткий).
Диагностика речи (с 15 по 30 мая)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей
области «Логопедическая коррекция» для 4-го класса оцениваются по
следующим параметрам:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
знании названия своей страны, ее столицы и конкретного места проживания;
проявлении заинтересованности при прослушивании, чтении текстов
патриотического содержания;
элементарной осведомленности о сущности исторических событий (Великая
Отечественная война и пр.), национальных свершениях, военных и трудовых
подвигах соотечественников (прошлых и настоящих);
выражении гордости за свою страну и свой народ при обсуждении
патриотических текстов.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку,
действовать в соответствии с инструкцией учителя);
25

стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного
материала;
проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке
учебных принадлежностей к занятиям.
Сформированность речевых умений проявляется в:
отсутствии (минимизации) дефектов звукопроизношения, звукослоговой
структуры, отклонений темпо-ритмических характеристик;
владении связной речью,
(диалогические умения);

выполняющей

коммуникативную

функцию

грамматически правильной речи (отсутствии аграмматизмов);
возможности аргументировать свои действия, решения, говорить об
испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
стремлении улучшать качество речи, занимаясь с учителем -логопедом и
контролируя речь за пределами логопедического кабинета либо при чистой
речи в стремлении устранить какой-то недостаток (например, лучше читать
или писать);
возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты,
составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об
испытываемых эмоциях, намерениях.
Сформированность
проявляется в:

социально

одобряемого

(этичного)

поведения

способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече,
обращении);
правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных
ситуациях;
уважительном отношении к мнению других учеников, учителя;
умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие
(стремление);
умении соблюдать нормы поведения на уроке.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
проявляется в:
умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в
людях (составление предложений, текстов-описаний);
26

активном стремлении слушать тексты, участвовать в обсуждении;
умении составлять предложения, рассказы, используя
эмоциональную лексику.
Сформированность
навыков
коммуникации проявляется в:

продуктивной

оценочную и
межличностной

умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
умении справедливо распределять обязанности (при работе в группе);
умении объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение
коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и
малознакомого);
умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к
чужому мнению);
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и
затруднения;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном
мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить
дополнительную информацию познавательного характера);
знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц,
насекомых, профессий, городов;
проявлении познавательного интереса к социальному миру;
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.);
состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.);
осознании своих затруднений (не понимаю, не успел);
осознании своих потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите,
пожалуйста);
способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной
деятельности;
способности анализировать причины успехов и неудач;
27

способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи
педагога.
Метапредметные результаты освоения курса «Логопедические
занятия» для 3-го класса включают осваиваемые обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть
обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия
проявляются в:
способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных и
практических задач;
умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
использовании
элементарных
знаково-символических
средств для
организации своих познавательных процессов (символические обозначения
букв, слогов, слов, предложений, частей текста и т.п.);
способности смыслового чтения текстов (задания, правила, художественные
и научно-популярные тексты);
овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых
норм и правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия
проявляются в:
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать
основные требования к организации учебной деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с
планом;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный
результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.

28

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются в:
готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
умении принимать участие в коллективном поиске средств решения
поставленных задач, договариваться о распределении функций.
Предметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 3-го
класса включают следующие разделы, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия
индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий
их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности
освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить
целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь. Желательны
следующие результаты логопедической работы:
В области звуковой стороны речи:
выработано
умение
безошибочного
использования
нормативного
произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на
слух;
- сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому
составу;
- сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в
собственной речи.
В области лексической стороны речи:
уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках,
выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
сформированы умения подбора однокоренных слов;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и
антонимов, понятия об омонимах;
29

сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
- сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ
слов различной слоговой структуры;
-сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов
различной слоговой структуры.
сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления
графических схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов,
данных в начальной форме;
сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения
по опорным словам;
сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных
частей речи;
сформировано
предложении.

умение

использования

предлогов

в

словосочетании,

В области связной речи:
сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
сформированы умения ведения диалогов;
совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
30

сформировано умение написания слов с мягким знаком;
сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и
рукописного текста, осуществления проверку;
сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний,
предложений и текстов, и проверки правильности написанного;
сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в
зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного
знака) в конце;
сформировано умение составления предложения из данных слов и на
заданную тему;
сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения его
частей;
сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и
орфографических ошибок на изученные правила;
сформирован навык чтения целыми словами;
сформировано понимание прочитанного текста;
сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых
приставок;
- сформированность умения единообразного написания однокоренных слов
(правила корня);
- сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ;
ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН.
Оценка личностных результатов и сформированности сферы жизненной
компетенции осуществляется в ходе целенаправленного внешнего или
включенного наблюдения, фиксации ответов на уроках и поведения
обучающихся. Для каждого выделенного показателя предлагается балльная
оценка. Рассмотрим сформированность речевых умений: отсутствие
(минимизация) дефектов звукопроизношения, звукослоговой структуры,
отклонений темпо-ритмических характеристик и т.п., каждое отдельное
умение может стать предметом оценивания:
0 баллов – речь невнятна, неразборчива, трудна для восприятия;
1 балл – речь с недостатками, не препятствующими пониманию;
2 балла – речь чистая, интонированная, нормального темпа.

31

Возможность комментировать свои действия, обозначать потребности,
желания, затруднения:
0 баллов – преимущественно молчит, высказывания не всегда понятны;
1 балл – высказывания понятны в контексте;
2 балла – высказывания понятны.
Оценку универсальных учебных действий (метапредметные результаты)
возможно представить в форме качественно-количественных шкал, где
точкой отсчета становится первоначальный уровень сформированности того
или иного навыка. Каждый показатель, подлежащий оценке, следует
представить в форме, дающей возможность достаточно однозначно
интерпретировать полученные результаты.
Например, для оценки готовности слушать собеседника, вступать в диалог по
учебной проблеме и поддерживать его (универсальное коммуникативное
действие) шкала оценки может быть представлена следующим образом:
0 баллов – не стремиться вступать в диалог, на собеседника реагирует слабо;
1 балл – иногда проявляет интерес к диалогу, может частично включиться в
него при активной поддержке собеседника;
2 балла – охотно вступает в учебный диалог, проявляет готовность слушать
собеседника.
Помимо оценки сформированности личностных
результатов, постоянному мониторингу подлежат:

и

метапредметных

состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков
звукопроизношения);
состояние активного словаря, понимание значений слов;
овладение словообразованием и словоизменением;
уровень связного высказывания;
состояние речевой коммуникации;
речевая активность;
состояние познавательных функций речи;
состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная
логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях)
наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на
32

уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей
или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме,
дающей возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные
результаты. Можно использовать качественно-количественные шкалы, где
точкой отсчета становится первоначальный уровень сформированности того
или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно
произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не
всегда контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над
звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики
по выделенным выше параметрам. Выбор конкретных диагностических
мероприятий, методик и собственно речевого материала останется за
Образовательной организацией.
Например, следует оценить изменения по параметру «Состояние активного
словаря и понимание значений слов».
Для оценки состояния активного словаря можно использовать результаты
выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина):
Подбор слов к вопросам, к предметам.
Подбор синонимов, антонимов, нахождение омонимов.
Метод направленной ассоциации
подходящие к слову-стимулу).

(ребенок

выбирает

из

ряда

Называние предмета по описанию.
Понимание значений слов с переносным смыслом.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному.

33

слов

Предположим, на каждое задание предлагается две конкретных пробы, а
каждое слово, названное ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда
потребуется лишь четкая (желательно с помощью диктофона) фиксация
детских ответов в начале и конце учебного года. Тогда по каждой пробе
можно оценить конкретный прирост (количественный показатель), а затем
провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в
выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического
разнообразия по результатам анализа зафиксированного свободного
высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических
заданиях выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия1
не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических
заданиях увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия
незначительно вырос.
4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических
заданиях увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия
Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников
хорошо и плохо справляющихся с заданиями.
Оценка письменной речи осуществляется через чтение текстов и написание
диктантов. Чтение оценивается по стандартным критериям (скорость чтения,
способ чтения, правильность и понимание прочитанного). При анализе
диктантов выявляются и классифицируются ошибки (дисграфические и
орфографические). Логопед определяет направления коррекционной работы
и модуль, по которому будет ребенок учиться.
В соответствии с требованиями ФГОС и ПрАООП в случаях стойкого
отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков
обучающегося при согласии родителей (законных представителей)
необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое
обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести
коррективы в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедическая
коррекция» в соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на
итоговую оценку освоения адаптированной образовательной программы.

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».