Педагогам
07.05.2024
07.05.2024
Методические
рекомендации для педагогических работников
Информационная безопасность детей –
это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с
причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной
жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в
социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера,
пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к
суициду и т.п.
Интернет-зависимость — это
навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя
отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми
сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые
учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают
предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день.
Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к
виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки,
постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в
сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с
имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от
необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к
получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования
Интернет.
В качестве возможного варианта
предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная
программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной
специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального
института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная
Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com –
главная страница,
http://detionline.com/internet-project/about http://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория,
http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf —
практика).
Содержание программы направлено на
обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и
социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой
коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для
преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен
интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru).
На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для
детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
Содержательная часть и объём
учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей
конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам
безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ
факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных
планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и
доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
Академией повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан
учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных
технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных
организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на
руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей
компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к
программе можно использовать при организации просветительской работы с
родителями и учащимися.
https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
Рекомендуется провести
анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования
сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на
сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research.
При работе с младшими школьниками
целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру
«Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru),
посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
Интернет-ресурсы для
педагогических работников:
http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт
Фонда Развития Интернет.
http://www.ligainternet.ru/ Лига
безопасного Интернета.
http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации
о безопасном Интернете.
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт
Центра безопасности Майкрософт.
http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал
разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся
среднего звена школы.
http://www.nachalka.com/node/950 Видео
«Развлечение и безопасность в Интернете».
http://i-deti.org/ портал
«Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
http://сетевичок.рф/ сайт для детей —
обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой
безопасности.
http://www.igra-internet.ru/ —
онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
http://www.safe-internet.ru/ —
сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами,
памятками, рекомендациями по возрастам.
Информация о мероприятиях,
проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности
педагогических работников.
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги
безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее
авторитетная в России организация, созданная для противодействия
распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета
была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета
Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги
возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
Мероприятия проекта «Сетевичок». Проект
представляет собой группу онлайн-мероприятий:
Международный квест по цифровой грамотности
«Сетевичок», ориентированный на детей и подростков. Национальная премия за
заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей,
подростков и молодежи «Премия Сетевичок». Всероссийское исследование детей и
подростков «Образ жизни российских подростков в сети». Конференция по
формированию детского информационного пространства «Сетевичок».