Муханова Жанна
Григорьевна
Подписано цифровой подписью: Муханова Жанна Григорьевна
DN: c=RU, st=Свердловская область, l=с. Крылово, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА", 1.2.643.100.3=120B3031303430393431343836,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631393031363737363639,
email=krilovskaja_sosh@mail.ru, givenName=Жанна Григорьевна,
sn=Муханова, cn=Муханова Жанна Григорьевна
Дата: 2025.04.01 14:21:47 +05'00'
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МКОУ "Крыловская СОШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УР
Директор
________________________
________________________
Крохалева О.Л.
1 от «31» 08 2023 г.
Муханова Ж.Г.
156 от «31» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1)
село Крылово 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа коррекционной работы настроена в соответствии
с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ и направлена на создание
системы комплексной помощи обучающимся с УО в освоении АООПО,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию с заключениями ПМПК, 2022 г.
При составлении рабочей программы использовались методические
рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики
И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой,
Р.И.Лалаевой и других авторов.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе
коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения. Расстройства речи у детей с интеллектуальными
нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной
деятельности, нарушенного психического развития в целом.
Актуальность программы: коррекция специфических нарушений
письма и чтения (дисграфии, дислексии) у обучающихся имеющих системное
недоразвитие речи.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи
обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности
и дальнейшей социализации детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
На основании обследования устной и письменной речи составлена
программа для решения основных задач:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения исходя
из индивидуальных особенностей, обучающихся.
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной
речи.
- обогащать и активизировать словарный запас детей путём накопления
представлений об окружающем мире.
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня
общего речевого развития обучающихся.
- формировать связную речь. - развивать и совершенствовать
психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве
одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение,
реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного
подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного
своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его
речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического
развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации,
единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на
ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания,
форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий
на
звукопроизношение,
фонематические
процессы,
лексику
и
грамматический строй речи.
Речевые нарушения у детей с УО в школе носят системный характер, то
есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все
её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и
грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой
дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного
анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в
бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании
пассивного словаря над активным, в несформированности структуры
значения слова.
В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным
значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок,
пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова
обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные,
наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в
аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих
грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как
морфологические формы словоизменения и словообразования, так и
синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как
правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны,
неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и
также
характеризуется
качественными
особенностями.
Дети
с
интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе
вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному
высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших
классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники
нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в
систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в
виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В
рассказах нарушена логическая последовательность, связь между
отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных 5
фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило,
маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся
начального и среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения
устной и письменной речи.
Для которых характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушения сложных форм словообразования;
- несформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся, являются
серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения
письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики
родного языка и программ гуманитарных предметов.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в
целом, а не только на один изолированный дефект. Своевременное и
целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной
недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности,
усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционные логопедические занятия включены в учебный план и
входят в раздел внеурочной деятельности в АООП. Программа составлена на
34 часа. Логопедические занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час в неделю)
по 40 минут. Форма организации – индивидуальная.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности
и
представлена
индивидуальными
коррекционноразвивающими занятиями.
Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное
и зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных
возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей,
состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости
усвоения материала детьми.
Структура логопедического занятия включает в себя следующие
направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения
на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность
речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика,
пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание,
штриховка…)
4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)
5. Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных,
прилагательных, глаголов...)
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения,
пересказ, составление рассказов по картинке…)
10. Развитие грамматического строя речи
11. Задания и упражнения, направленные на профилактику или устранение
дислексии и дисграфии.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и
индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной
группы. В 1-4 классах весь лексический материал направлен на коррекекцию
произносительной стороны речи, формирование звукового анализа и синтеза
при автоматизации звуков.
В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой,
используемой на уроках трудового обучения. Данная программа построена
по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в
каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал,
формы звукового анализа и синтеза.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие; информационно
коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;
технологии разнотравного и дифференцированного обучения, ИКТ.
Логопедические занятия тесно связаны с письмом и развитием речи, с
чтением и развитием речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. К личностным результатам освоения АООП
относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
11) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП
3 класс:
Фонетико-фонематическая сторона речи:
уметь анализировать слова по звуковому составу; составлять
предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении; различать гласные и согласные,
глухие, звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные
ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству
гласных,
делить
слова
на
слоги,
переносить части слова при письме; списывать текст целыми словами; писать
под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и правильно читать текст вслух
целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать
по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё
отношение к поступку , близкие их интересам. Знать: наизусть 5-8
стихотворений; алфавит.
Лексико-грамматическая сторона речи:
умение свободно оперировать основными грамматическими категориями
(предложение, части речи: слова – предметы, слова – действия, словапризнаки, предлог, род, число); умение правильно согласовывать все части
речи друг с другом, изменять их по падежам, числам; умение правильно
употреблять в речи предлоги, писать их раздельно со словами.
Связная речь:
умение составлять пересказ по демонстрируемому действию, по вопросам,
по опорным словам, по картинному плану, по серии сюжетных картинок, по
одной сюжетной картине, по схематичному плану, пересказывать подробно,
близко к тексту; умение
различным опорам.
составлять связное высказывание (рассказ) по
5 класс:
Фонетико-фонематическая сторона речи :
Уметь: проводить все дифференциации звуков: гласные-согласные, гласные
1 и 2 ряда, звонкие – глухие, твѐрдые – мягкие, шипящие – свистящие.
Умение владеть всеми навыками языкового анализа и синтеза: проводить
звукобуквенный анализ слов, слоговой анализ, анализ предложений и текста.
Знание правил переноса и применение их на письме. Списывание без
ошибок. Письмо под диктовку, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
Сформированность техники чтения.
Лексико-грамматический строй:
умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной речи. Умение проводить анализ текста: выделять главную мысль
текста, озаглавливать текст. Умение определять тип текста: описание,
повествование.
Связная речь:
умение программировать смысловую структуру высказывания (составлять
план), устанавливать связность и последовательность высказывания,
отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача
содержания текста). Умение коллективно и самостоятельно составлять
пересказы и рассказы всех видов с последующей записью их (т.е. писать
изложения и сочинения).
Основные ошибки на письме у обучающегося с умственной
отсталостью:
графические ошибки, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с
Определѐнными звуками.
Буквы воспринимаются по-разному.
неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме, наиболее
часто смешиваются следующие буквы: П-Т, П-Н, П-И, У-И, Ш-И, М-Л.
специфические фонетические замены, сюда относится замена и смешение
букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие
согласные, твердые и мягкие согласные, замена букв обозначающих гласные
звуки.
нарушение слоговой структуры слова, это пропуски отдельных букв и
целых слогов, перестановка букв и слогов, раздельное написание частей
одного слова. И слитное написание двух слов.
грамматические ошибки, к ним относятся пропуски и неверное применение
предлогов служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование
слов.
орфографические ошибки – преимущественно на буквы, обозначающие
безударные гласные, непроизносимые согласные, на написание звонких и
глухих согласных, на обозначение смягчения согласных.
В работе по коррекции письменной речи у обучающегося с умственной
отсталостью обращается внимание на:
всестороннее развитие личности логопата;
возрастные особенности учащихся и уровень развития, и в соответствии с
этим правильно подобранный дидактический материал;
индивидуальный подход;
прочность приобретенных знаний и навыков;
Оценка планируемых результатов
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику
личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на
основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой
диагностики.
Текущая аттестация обучающихся с легкой степенью умственной
отсталостью включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения
СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по
итогам учебного года.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение
учебного года оценки обучающимся не выставляются. Не допускается
использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку
(звездочки, самолетики, солнышки и прочие). Допускается лишь словесная
объяснительная оценка .
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» 3 класс
№
п/п
Тема занятия
1
2
Содержание работы
Дата
Исследование состояние звукопроизношения, 05.09
фонематического восприятия, анализа и .2023
синтеза. Исследование экспрессивной и
импрессивной речи, лексико-грамматического
строя речи. Состояние связной речи
Логопедическое
обследование
Предложение и слово
Анализ предложения.
Игры на развитие 12.09.
слухового и зрительного внимания и 2023
восприятия,
на
развитие
памяти
и
логического мышления
3
Развитие
артикуляционной
моторики.
Развитие слухового и Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. 19.09.
зрительного внимания Игры на развитие слухового и зрительного 2023
и восприятия
внимания и восприятия, на развитие памяти и
логического мышления
4
Гласные и согласные звуки. Дифференциация
Гласные и согласные гласных и согласных звуков. Знакомство с 26.09.
звуки
символами и «опорами» для обозначения 2023
звуков на письме
5
Дифференциация
гласных букв А—Я,
У—Ю,
О—Е,Ы—И,
Э—Е
Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И.
Дифференциация гласных звуков и букв. 03.10.
Выбор гласных букв для обозначения 2023
мягкости на письме
Мягкий знак
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с
символом и «опорой» для обозначения на 10.10.
письме. Знакомство со схемой слова, где 2023
имеется мягкий знак. Обозначение мягкости
согласных с помощью мягкого знака. Мягкий
знак в функции разделения. Дифференциация
мягкого знака в функции смягчения и
разделения
Звонкие
и
согласные
Звонкие
и
глухие
согласные.
Дифференциация слогов и слов со звонкими и 17.10.
глухие глухими согласными. Соотнесение согласных 2023
звуков с символами и «опорами» для их
обозначения
на
письме.
Развитие
фонематического восприятия, внимания,
6
7
анализа и синтеза
8
9
10
Звуки Б—Б', П—П'
Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков
изолированно,
в
слогах,
словах, 24.10
словосочетаниях, предложениях и тексте. .2023
Соотнесение звуков с символами и «опорами»
для их обозначения на письме. Работа с
паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки В-В',
Ф—Ф'
.
Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков
В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, 07.11.
словосочетаниях, предложениях и тексте. 2023
Соотнесение звуков с символами и «опорами»
для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Звуки Г—Г',
Х—Х'
Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков
Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, 14.11.
словах, словосочетаниях, предложениях и 2023
К—К', тексте. Соотнесение звуков с символами и
«опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Звуки Д—Д', Т—Т'
Звуки Д—Д', Т—Т'. Дифференциация звуков
Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, 21.11.
словосочетаниях, предложениях и тексте. 2023
Соотнесение звуков с символами и «опорами»
для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
12
Звуки 3—3', С—С'
Звуки 3—3', С—С'. Дифференциация звуков
изолированно,
в
слогах,
словах, 28.11.
словосочетаниях, предложениях и тексте. 2023
Соотнесение звуков с символами и «опорами»
для их обозначения на письме. Работа со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
13
Звуки Ж—Ш
Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш
в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
11
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с 05.12.
символами и «опорами» для их обозначения 2023
на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания, анализа и синтеза
14
Звуки Р—Р', Л—Л'. Дифференциация звуков
Р—Р',
Л—Л'
в
слогах,
словах, 12.12
Дифференциация
словосочетаниях и тексте. Соотнесение .2023
соноров. Звуки Р—Р'— звуков с символами и «опорами» для их
Л—Л'
обозначения на письме. Работа со словамипаронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
15
Закрепление знаний о свистящих и шипящих
звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и 19.12.
Дифференциация
«простые»
звуки.
Дифференциация 2023
свистящих и шипящих
свистящих и шипящих звуков. Соотнесение
звуков
звуков с символами и «опорами» для их
обозначения на письме
16
Звуки С—С, Ш
Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—
С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, 26.12.
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с 2023
символами и «опорами» для их обозначения
на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания, анализа и синтеза
Звуки З—З', Ж
Звуки З—З', Ж. Дифференциация звуков З—
З', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, 16.01.
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с 2024
символами и «опорами» для их обозначения
на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания, анализа и синтеза
17
18
19
Звуки
С—С', Ц
Звуки Ч—Щ
Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С—
С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, 23.01.
предложениях и тексте. Соотнесение звуков с 2024
символами и «опорами» для их обозначения
на письме. Работа со словами-паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания, анализа и синтеза
Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ
изолированно,
в
слогах,
словах, 30.01.
словосочетаниях
и
предложениях. 2024
Соотнесение звуков занятия с символами и
«опорами» для обозначения на письме.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч—
ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и 06.02.
тексте. Соотнесение звуков с символами и 2024
«опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
20
Звуки Ч -ТЬ
21
Слова, обозначающие предметы Развитие
Слова, обозначающие
фонематического восприятия, внимания, 13.02.
предметы
анализа и синтеза
2024
22
Различение
одушевленных
одушевлённых
предметов
23
Слова, обозначающие Слова, обозначающие один и много
один
и
много предметов.
Развитие
фонематического 05.03.
предметов.
восприятия, внимания, анализа и синтеза
2024
24
Слова, обозначающие действия предмета
Слова, обозначающие
Развитие
фонематического
восприятия, 12.03
действия предмета
внимания, анализа и синтеза
.2024
25
Изменение
слов, Изменение слов, обозначающих действия, по
обозначающих
числам.
Развитие
фонематического 19.03.
действия, по числам.
восприятия, внимания, анализа и синтеза
2024
26
Изменение
слов, Изменение слов, обозначающих действия, по
обозначающих
родам.
Развитие
фонематического 02.04.
действия, по родам.
восприятия, внимания, анализа и синтеза
2024
27
Слова, обозначающие Слова, обозначающие предметы и действия
предметы и действия предметов
Развитие
фонематического 09.04.
предметов
восприятия, внимания, анализа и синтеза
2024
28
Слова, обозначающие признаки предметов.
Слова, обозначающие
Развитие
фонематического
восприятия, 16.04.
признаки предметов.
внимания, анализа и синтеза
2024
29
Слова, обозначающие
Слова, обозначающие предметы и действия
предметы и действия
23.04.
предметов
Развитие
фонематического
предметов
слов
с
2024
восприятия, внимания, анализа и синтеза
помощью суффиксов.
и
Слова
обозначающие
различение
не одушевленных
и
не
одушевлённых 20.02.
предметов.
Развитие
фонематического 2024
восприятия, внимания, анализа и синтеза
30
Образование
прилагательных
уменьшительно
ласкательным
значением
31
Составление простых Составление простых предложений из
предложений
из заданных слов Развитие фонематического 07.05.
заданных слов.
восприятия, внимания, анализа и синтеза
2024
32
Составление рассказа по серии сюжетных
Составление рассказа
картинок. Работа со словами-паронимами. 14.05.
по серии сюжетных
Развитие
фонематического
восприятия, 2024
картинок.
внимания, анализа и синтеза
33
Текст
Составление описательного рассказа
34
Логопедическое
обследование.
Логопедическое обследование
письменной речи
с
Образование
прилагательных
с
30.04.
уменьшительно ласкательным значением
2024
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания, анализа и синтеза
устной
21.05.
2024
и 28.05.
2024
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» 5 класс
№
п/п
Тема занятия
Содержание работы
Дата
Логопедическое
обследование
Исследование состояние звукопроизношения, 04.09.
фонематического восприятия, анализа и 2023
синтеза. Исследование экспрессивной и
импрессивной
речи,
лексикограмматического строя речи. Состояние
связной речи
2
Пространственные
представления
Ориентация в схеме собственного
тела, ориентировка в пространстве,
определение последовательности
предметного ряда
3
Временные
представления
Основные единицы
времени,
Временные представления Основные
единицы времени,
4
Предложение
Составление простого
предложения
Предложение Составление простого
предложения. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
5
Предложение. Деление Составление предложений по картинке,
текста на
запись предложения спомощью условных 02.10.
предложения
знаков
2023
6
Предложение. Слово
7
Дифференциация
понятий
«предложение»
«слово»
8
Определение
последовательности
слов в предложении
1
9
Составление
предложений .
Составление простого нераспространённого
предложения.
11.09.
2023
18.09.
2023
25.09.
2023
09.10.
2023
Составление простого нераспространённого
16.10.
предложения Развитие фонематического
2023
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Графическое
изображение
простых
предложений. Работа с паронимами. Развитие 23.10
фонематического восприятия, внимания, .2023
анализа и синтеза
Подбор слов к графическим схемам.
Определение последовательности
06.11.
схем
слов в предложении Работа со словами- 2023
паронимами.
Развитие
фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Составление схем
предложений. Составление
предложений
по
схемам.
фонематического восприятия,
анализа и синтеза
10
Составление
предложений по
схемам
.
11
Звуки речи. Способы Наблюдение за работой органов речи:
их
образование гласных первого ряда,
образования
согласных.
12
Звуки
и
буквы. Дифференциация понятий «звук» Дифференциация
«буква».
Развитие
фонематического 27.11.
понятий
восприятия, внимания, анализа и синтеза
2023
13
Наблюдение за работой
Гласные и согласные органов речи: образование гласных
звуки и буквы,
первого
ряда,
согласных
Развитие 04.12.
их различия. Алфавит
фонематического восприятия, внимания, 2023
анализа и синтеза
14
Дифференциация
гласных и
согласных звуков и
букв
Наблюдение за работой органов речи:
образование гласных первого ряда,
согласных
Упражнение в
звукобуквенном
Звукобуквенный, слоговой анализ и
синтез слова (выделение первого,
последнего звука, места звука в слове,
количество звуков в слове),
соотношение между звуками и
буквами. Соотнесение звуков с
символами.
15
13.11.
Развитие 2023
внимания,
20.11.
2023
11.12
.2023
18.12.
2023
16
Слогообразующая
роль гласных.
Деление слов на слоги
Деление слов на слоги, выделение
ударного слога, слого-ритмическая
25.12.
схема слова Развитие фонематического 2023
восприятия, внимания, анализа и синтеза
17
Деление слов на слоги
Слогообразующая роль гласных Развитие
фонематического восприятия, внимания, 15.01.
анализа и синтеза
2024
18
Перенос слов на письме по слогам. Работа со
Деление слов на слоги.
словами-паронимами.
Развитие 22.01.
Перенос
фонематического восприятия, внимания, 2024
слов при письме
анализа и синтеза
19
Слоговой анализ и Слоговой анализ и синтез слов
синтез слов.
(определение
количества
Составление слов из последовательности слогов в
и 29.01.
2024
слогов
слове, составление слова из
слогов).
Виды
слогов.
Развитие
фонематического анализа и синтеза
20
Ударение.
Смыслоразличительна
я роль ударения
Деление
слов
фонематического
анализа и синтеза
21
Ударные и безударные
гласные.
12.02.
Смыслоразличительная и фонетическая роль
Сравнение
звучания
2024
ударения.
Развитие
фонематического
гласных в
восприятия, внимания, анализа и синтеза
ударном и безударном
положении
22
Слова
обозначающие
различение
Упражнение
в
одушевленных
и
не
одушевлённых 19.02.
постановке ударения
предметов.
Развитие
фонематического 2024
в словах
восприятия, внимания, анализа и синтеза
23
Практические
упражнения в
правописании
безударных гласных
24
Выделение звука, уточнение
Анализ
гласных артикуляции звука, соотнесение
11.03
первого ряда. Звук
звука с буквой, определение места
.2024
[а] и буква А
звука в слове. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
25
Звук [у] и буква У
Выделение звука, уточнение
артикуляции звука, соотнесение
18.03.
звука с буквой, определение места
2024
звука в слове. . Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звук [о] и буква О
Выделение звука, уточнение
артикуляции звука, соотнесение
01.04.
звука с буквой, определение места
2024
звука в слове. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звук [ы] и буква Ы
Выделение звука, уточнение артикуляции
звука,
соотнесение
звука
с
буквой, 08.04.
определение места звука в слове. Развитие 2024
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
26
27
на
слоги.
восприятия,
Развитие
внимания, 05.02.
2024
Определение ударного гласного. Развитие
04.03.
фонематического восприятия, внимания,
2024
анализа и синтеза
28
Звук [э] и буква Э .
29
Буква
Дифференциация
гласных
А-Я
30
31
32
33
34
Выделение звука, уточнение
артикуляции звука, соотнесение
15.04.
звука с буквой, определение места
2024
звука в слове. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Я.
Выделение звука, уточнение артикуляции
звука,соотнесение звука с буквой,
22.04.
определение места звука в слове.
2024
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи гласноя Я
Дифференциация
гласных А-Я
Уточнение и сравнение Артикуляции гласных
А-Я. Дифференциация гласных звуков А-Я.
29.04.
Соотнесение звуков с буквами Развитие 2024
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
БукваЮ.
Дифференциация
гласных
У-Ю
Выделение звука,уточнение артикуляции
звука,соотнесение звука с буквой,
06.05.
определение места звука в слове.
2024
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи
гласной Ю. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза
Дифференциация
гласных У-Ю
Уточнение и сравнение Артикуляции гласных
У-Ю. Дифференциация гласных звуков У-Ю. 13.05.
Соотнесение звуков с буквами Развитие 2024
фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза
БукваЕ.
Дифференциация
гласных
Э-Е
20.05.
Уточнение и сравнение Артикуляции гласных 2024
Э-Е. Дифференциация гласных звуков Э-Е.
Соотнесение звуков с буквами
Логопедическое
обследование.
Логопедическое обследование
письменной речи
устной
и 27.05.
2024
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Использование технические средства обучения: персональный
компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный
канал подключения к сети Интернет. Кроме этого:
- лента букв;
- печатные тексты; памятки;
- детская справочная литература (справочники, словари,энциклопедии);
- карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы);
- демонстрационные плакаты и таблицы;
- печатные пособия; предметные и сюжетные картинки;
- экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА
1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений
речи у младших школьников. М., 2011.
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:
«ВЛАДОС», 2001.
5.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа
исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих
дисграфию. М., 2004.
6.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д.
Феникс, 2006.
7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
8.Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у
младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.
9.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с
окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
М.,2003.
10.Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
11.Ястребова
А.В.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательной школы. М., 1984.
12.Программы
для
подготовительного,
5
классов
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В.
Воронковой, 2013
13.Программы для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004
2. Печатные пособия:
наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных
картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги
разного типа из круга детского чтения
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.https://sch2057.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/63621c1e77f80.pdf
2. https://shkola7vorkuta- https://multiurok.ru/files/rabochaia-programmakursa-logopedicheskikh-zania-5.ht